Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
| | |
|
Всего материалов в каталоге: 53 Показано материалов: 1-10 |
Страницы: 1 2 3 4 5 6 » |
Гамбургский институт социальных исследований готовит проект на 1995 г. Цель
- в год 50-летия завершения II мировой войны разработать общий обзор XX века.
В этом проекте, названном "Цивилизация варварства", будет сделана
попытка установить связь между широкомасштабными погромами XX века и истреблениями
отдельных народов. Широко распространена тенденция представлять варварские
акции нашего столетия как своего рода "неизбежные" отклонения на
пути к цивилизации. |
В центре внимания книги находится турецкое национальное "Я" и попытка
анализа его составляющих. Потому что львиная доля причин, приведших к геноциду
армян, связана с возникновением турецкого национального "Я" и его
сущностью. Эта национальная особенность стала определяющей также в период
провозглашения республики и стала причиной наложения табу на "Армянский
вопрос". |
В дискуссии, посвященной появлению и особенностям турецкого национального
"Я" и его роли в геноциде армян, первым делом нужно пояснить, что
именно подразумевается под понятием национальное "Я". Во-первых,
речь идет не об общей культурной характеристике. Я имею в виду ряд особенностей
нации, сформированных в процессе создания национального государства. |
Турецкий национализм или национальное "Я" появился на исторической
арене довольно поздно. Этому опозданию посвящено немало анекдотов.
В конце XIX века в Париже представителей младотурок спросили:
- Какой вы национальности?
- Мы - мусульмане, - прозвучал ответ.
- Но это же религиозная принадлежность? |
Турецкое национальное "Я" сформировалось как реакция против постоянного
пренебрежительного отношения. "Пока турки обладали чувством превосходства
над остальным миром (до середины XIX века), они не знали, что являются турками...
Это сознание пришло к ним лишь тогда, когда комплекс неполноценности охватил
их целиком. Фактически для турок пантюркизм стал выражением безысходности,
безнадежным и неизбежным бегством от комплекса неполноценности".* |
Что же остается делать народу, страдавшему всю свою историю комплексом неполноценности,
если не попытаться доказать свое превосходство. Здесь нет необходимости затрагивать
надуманные теории о верховенстве турецкой расы над остальными и о том, что
у истоков мировой цивилизации находились турки, а турецкий язык является прародителем
всех языков.
|
Турецкое национальное "Я" развивалось параллельно с ростом страха
исчезновения. Последние сто лет, названные одним историком "самым длинным
столетием", прошли для турок в постоянном страхе. Как руководители империи,
так и простой народ скрепя сердце ждали, что если не сегодня, то завтра империя
рухнет.
|
Христианские меньшинства, в том числе и под влиянием Французской буржуазной
революции, приступили к национально-освободительной борьбе и один за другим
отторглись от империи. Эти отторжения были оценены господствующей нацией как
"предательство" по отношению к ней. В этом не последнюю роль сыграл
характер распада империи: борьба христианских меньшинств за независимость
очень скоро приняла характер столкновений на религиозной почве. |
По мере ужесточения позиции центрального правительства, движения христианских
меньшинств, носившие вначале социальный характер благодаря поддержке извне,
привели к созданию независимых государств. Потому и любые демократические
требования христианских меньшинств воспринимались правительством как шаг к
разложению империи.
|
Турецкий национализм питался также и реваншизмом, рожденным в результате поражений,
мусульманских погромов и территориальных потерь. История восстаний XIX в.
- это не просто история резни христианских общин, боровшихся за такую справедливую
цель, как национальная независимость. Эта история включает в себя также "геноцид
мусульманского населения, проживавшего в этих краях"*. |
| |
| | |
|
|